Боевые вертолеты: 5 самых зубастых аппаратов
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Ночной охотник Ми-28Н: идеальный вертолет
СН-53Е
СН-53Е был спроектирован в 1964 году для нужд ВМС, Морской Пехоты и Береговой охраны США. Этот монстр построен на базе СН-53. Специалисты фирмы Сикорский доработали недостатки предшественника, а еще установили на новый вертолет третий двигатель и семилопастной несущий винт. Это превратило СН-53Е в настоящую звезду, на которой умельцы даже не побоялись продемонстрировать мертвую петлю. Данный аппарат использовали в качестве минного тральщика (МН-53), огневой поддержки наземных войск (в Ираке и Афганистане) и поисково-спасательных операциях. В воздухе вертолет может находиться целые сутки, так как он оснащен системой дозаправки. Построено 522 единицы (включая все модификации). Грузоподъемность – до 14 тонн. На борту помещается порядка 55 десантников.
Bell UH-1
Данный боевой вертолет – один из главных символов Вьетнамской войны. Ведь именно на нем военных доставляли в горячие точки и «подвозили» оружие. Несмотря на большие потери (3 тысячи единиц), боевое применение Bell UH-1 считается успешным. Статистика: за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов полетов. Итог: одна потеря на 18 тысяч вылетов. И это при том, что этот аппарат вообще не имел бронирования. Американское правительство так увлеклось производством данного монстра, что к концу 1960-х у них этих аппаратов было больше, чем во всех остальных армиях вместе взятых. Bell UH-1 поставлялся в 70 стран. Грузоподъемность – 1,5 тонны или 12-14 солдат.
Ми-8
Ми-8 – один из лучших советских многоцелевых вертолетов, на который поступают заказы со всего мира. Имеет 3 десятка гражданских и военных модификаций, применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного или санитарного пункта, миноукладчика, танкера. И это далеко не все, на что он способен. Летать на таком можно в любых условиях: от Сахары до Северного полюса. Что на нем, скорее всего делали неоднократно. Ведь Ми-8 прошел практически все военные конфликты, включая Афган, Чечню и Ближний Восток. Грузоподъемность – 3 тонны или 24 человека. Построено порядка 17 тысяч единиц.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Вертолет 007: шпион подкрался незаметно
Boeing AH-64
В народе эту культовую машину прозвали Апачем. Прославилась она во время Бури в пустыне, доказав, что может бороться даже с танками. Не удивительно, ведь на борту у нее 30-миллиметровая автоматическая пушка, 16 противотанковых ракет Hellfire, ракетные комплексы Стингер и прочее. Сегодня АН-64 состоит на вооружении ВВС Армии Обороны Израиля. Построено 1174 единицы.
UH-60
К UH-60 отлично прижилась кличка Черный Ястреб. Сегодня он считается лучшим боевым вертолетом во всем мире. И не просто так. На борту у монстра противотанковые Hellfire и 30-миллиметровые пушки. А у морских модификаций есть даже 324-миллиметровые торпеды. Напичкан по самую завязку крутой электроникой, благодаря чему длительное время может храниться вне ангара. Правда, с ним сложновато в обслуживании. Сегодня Ястреба используют в качестве транспортного перевозчика, огневой поддержки и морского тральщика. Грузоподъемность – 1,5 тонны внутри и до 4 тонн на внешней подвеске. Десантная модификация может поместить 14 солдат. Построено порядка 3 тысяч единиц.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Вертолеты Rooivalk: летающие убийцы Южной Африки
В данную пятерку не вошел твой любимый боевой вертолет? Спокойствие, мы обязательно продолжим писать об этой технике и упомянем аппарат, который по твоему мнению достоин внимания.