Переключиться на мобильную версию

Шустрее всех: десятка сверхзвуковых самолетов мира

Некоторые самолеты так быстро перемещаются в воздухе, что с их помощью можно как уклоняться от ракет, так и летать в космос.

6-го февраля в 1950-м во время очередного испытания советский реактивный истребитель МиГ-17 в горизонтальном полете превысил скорость звука, разогнавшись почти до 1070-и км/ч. Это превратило его в первый сверхзвуковой самолет серийного производства. Разработчики Микоян и Гуревич явно гордились своим детищем.

МиГ-17 разрабатывался на базе морально устаревающего МиГ-15
МиГ-17 разрабатывался на базе морально устаревающего МиГ-15
wikipedia.org

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: С днем авиации, Украина: 10 наших лучших самолетов

Для боевых полетов МиГ-17 считался околозвучным, так как его крейсерская скорость не превышала 861 км/ч. Но это не помешало истребителю стать одним из самых распространенных в мире. В разное время он состоял на вооружении Германии, Китая, Кореи, Польши, Пакистана и десятков других стран. Этот монстр принял участие даже в боевых действиях во Вьетнамской войне.

МиГ-17 - далеко не единственный представитель жанра сверхзвуковых самолетов. Мы расскажем еще о десятке воздушных лайнеров, которые тоже опередили звуковую волну и стали известными во всем мире.

Bell X-1

ВВС США специально оснастили Bell X-1 ракетным двигателем, так как хотели с его помощью изучить проблемы сверхзвукового полёта. 14-го октября в 1947 аппарат разогнался до 1541 км/ч (число Маха 1.26), преодолел заданный барьер и превратился в звезду поднебесья. Сегодня модель-рекордсменка покоится в Смитсоновском музее в Штатах.

Расчётная скорость Bell Х-1 на высоте 24 400 м составляла 2720 км/ч
Расчётная скорость Bell Х-1 на высоте 24 400 м составляла 2720 км/ч
NASA

North American X-15

North American X-15 тоже оснащен ракетными двигателями. Но, в отличие от своего американского коллеги Bell X-1, этот самолет достиг скорости 6167 км/ч (число Маха 5,58), превратившись в первого и на 40 лет единственного в истории человечества (с 1959-го) пилотируемым гиперзвуковым летательным аппаратом, совершавшим суборбитальные пилотируемые космические полёты. С его помощью изучали даже реакцию атмосферы на вход в нее крылатых тел. Всего произведено три единицы ракетопланов типа Х-15.

X-15 достиг высоты 107,96 километров
X-15 достиг высоты 107,96 километров
NASA

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Лучшие самолеты: сбор под Москвой

Lockheed SR-71 Blackbird

Грех не применять сверхзвуковые самолеты в военных целях. Поэтому ВВС США спроектировали Lockheed SR-71 Blackbird - стратегический разведчик с максимальной скоростью 3700 км/ч (число Маха 3,5). Главные достоинства - быстрый разгон и высокая маневренность, позволившая ему уклоняться от ракет. Также SR-71 был первым самолётом, который оснастили технологиями снижения радиолокационной заметности.

Построено всего 32 единицы, 12 из которых разбились. В 1998-м снят с вооружения.

В период Холодной войны SR-71 стал главным воздушным разведчиком Штатов
В период Холодной войны SR-71 стал главным воздушным разведчиком Штатов
af.mil

МиГ-25

Не можем не вспомнить отечественный МиГ-25 - сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения с максимальной скоростью 3000 км/ч (число Маха 2,83). Самолет был настолько крутым, что на него позарились даже японцы. Поэтому 6-го сентября в 1976-м советскому летчику Виктору Беленко пришлось угнать МиГ-25. После этого в течение многих лет во многих частях Союза самолеты начали заправлять не до конца. Цель - чтобы они не долетали до ближайшего иностранного аэропорта.

МиГ-25 развивает трехкратную скорость звука и способен поражать цели на расстоянии до 25-ти км
МиГ-25 развивает трехкратную скорость звука и способен поражать цели на расстоянии до 25-ти км
Алексей Бельтюков

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Дети Пеньковского: печально знаменитые предатели СССР

МиГ-31

Советские ученые не прекращали трудиться на воздушное благо отечества. Поэтому в 1968-м началась проектировка МиГ-31. А 16-го сентября в 1975-м он впервые побывал в небе. Этот двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия разогнался до скорости 2500 км/ч (число Маха 2,35) и стал первым советским боевым самолётом четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при активных и пассивных радиолокационных помехах, а также ложных тепловых целях. Четыре МиГ-31 могут контролировать воздушное пространство протяжённостью до 900 километров. Это не самолет, а гордость Союза, которая до сих пор состоит на вооружении России и Казахстана.

А изначально МиГ-31 предназначался всего лишь для перехвата крылатых ракет
А изначально МиГ-31 предназначался всего лишь для перехвата крылатых ракет
Виталий Кузьмин

Lockheed/Boeing F-22 Raptor

Самый дорогой сверхзвуковой самолет построили американцы. Они смоделировали многоцелевой истребитель пятого поколения, который стал самым дорогим среди коллег по цеху. Lockheed/Boeing F-22 Raptor на сегодняшний день является единственным состоящим на вооружении истребителем пятого поколения и первым серийным истребителем со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1890 км/ч (1,78 Маха). Максимальная скорость 2570 км/ч (2,42 Маха). Его в воздухе до сих пор никто так и не превзошел.

Один F-22 стоит 146,2 миллиона долларов
Один F-22 стоит 146,2 миллиона долларов
af.mil

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Истребитель, который истребит Россия

Су-100/Т-4

Су-100/Т-4 («сотка») разрабатывался в качестве истребителя авианосцев. Но инженерам ОКБ Сухого удалось не просто достигнуть поставленной цели, а смоделировать крутой ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец, который потом хотели применить даже в качестве пассажирского самолета и разгонщика для авиационно-космической системы Спираль. Максимальная скорость Т-4 - 3200 км/ч (3 Маха).

Единственный сохранившийся экземпляр Т-4 находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ
Единственный сохранившийся экземпляр Т-4 находится в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ
forum.canardpc.com

North American XB-70 Valkyrie

Американский XB-70 Valkyrie оказался настолько шустрым самолетом, что во время первого испытания с него сорвало 60 сантиметров передней кромки. Не удивительно, ведь максимальная скорость данного экспериментального высотного стратегического бомбардировщика составила 3187 км/ч (3 Маха). Со вторым экземпляром ХВ-70 тоже случилась беда: он попал в катастрофу во время показательного полета для рекламы производителя двигателей Дженерал Электрик.

На постройку третьей модели американцы так и не решились. Первый и единственный выживший ХВ-70 сегодня покоится в Национальном музее ВВС США.

Первый XB-70 33 раза побывал в небесах
Первый XB-70 33 раза побывал в небесах
NASA

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Шоу в России: как летали истребители 5 поколения

Ту-144

Советские ученые - еще те коммерсанты. Они поняли, что на сверхзвуковых самолетах можно зарабатывать. Поэтому в 1960-х разработали Ту-144, ставший первым и одним из двух во всем мире сверхзвуковым пассажирским авиалайнером, использовавшимся для коммерческих перевозок. Максимальная скорость 2500 км/ч (2,4 Маха). Из 16-ти построенных машин две разбилось, две хранятся в учебных институтах, три - в музеях, остальных порезали на метал.

Самый продолжительный беспосадочный регулярный рейс Ту-144 - Москва-Хабаровск протяжённостью 6250 км
Самый продолжительный беспосадочный регулярный рейс Ту-144 - Москва-Хабаровск протяжённостью 6250 км
Christian Volpati

Aerospatiale-BAC Concorde

Второй пассажирский сверхзвуковой коммерческий авиалайнер - Aerospatiale-BAC Concorde. Это франко-британский самолёт, который с 1976-го постоянно совершал регулярные рейсы. Но произошедшая 25-го июля в 2000-м году в Париже авиакатастрофа приостановила полеты Конкорда. А в 2003-м от услуг этого авиалайнера отказались вообще. Поэтому сегодня все уцелевшие Aerospatiale-BAC хранятся в музеях. Максимальная скорость - 2330 км/ч (2,2 Маха), крейсерская скорость - 2150 км/ч (2,02 Маха).

За 27 лет службы Конкорд перевез более трех миллионов пассажиров
За 27 лет службы Конкорд перевез более трех миллионов пассажиров
Eduard Marmet

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Последний вылет: 10 интересных фактов о Конкорде

Комментариев (19)
Оставляя комментарий, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей, непосредственно или косвенно имеющих отношение к данной новости. Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.
Полная версия правил
Осталось 300 символов
Отсортировать по дате Вниз
Ak-47m    12.05.2014, 10:30
Оценка:  -1
Ak-47m
А где СУ-35, И СУ-37? F-22 по сравнению с ними трех колесный велосипед.
гость  (аноним)  22.04.2014, 20:40
Оценка:  +1
гость
россия самостоятельно уже не сможет производить высокотехнологичное вооружение!
гость  (аноним)  13.04.2014, 12:39
Оценка:  +1
гость
ту-144, первый полет 31 декабря 1968 года
конкорд, первый полет 2 марта 1969 года
Vitaly  (аноним)  04.04.2014, 21:25
Оценка:  +1
Vitaly
Информация супер.
гость  (аноним)  29.03.2014, 20:39
Оценка:  +1
гость
космонавтам желаю мягкой подстилки
гость  (аноним)  26.03.2014, 10:39
Оценка:  -2
гость
гость (аноним) 15.03.2014, 22:07
Московитские обезьяны скопировали в Ту 144 Конкорд. Как и все остальное.

а не чего что ту144 разработали на 15 лет раньше конкорда
Дмитрий  (аноним)  24.03.2014, 13:38
Оценка:  +1
Дмитрий
Писал инвалид,притом раненный в пятую точку.Что за бред про раптор,а Су?
гость  (аноним)  20.03.2014, 11:44
Оценка:  -1
гость
Вы забыли упомянуть Су-37.Или как американцы его прозвали ПОВЕЛИТЕЛЬ НЕБА.почитайте эта бешенная машина.
гость  (аноним)  15.03.2014, 22:07
Оценка:  +1
гость
Московитские обезьяны скопировали в Ту 144 Конкорд. Как и все остальное.
Dietrih    05.10.2015, 15:42
Оценка:  -2
Dietrih
Михаил  (аноним)  13.03.2014, 22:30
Оценка:  -1
Михаил
В Северной Корее за всю войну СССР потерял 333 самолета,три летчика погибло и один тяжело ранен..США потеряли 1500 самолетов много погибших летчиков.Был посажен один их сасмолет командироми русского полка и отправлен в МОСКВУ.
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь